Рекорд-лейблы
На главную / Блоги / Лейблы / Рекорд-лейблы / Protagonist Records – мой провалившийся лейбл. Что сработало, а что нет.

Protagonist Records – мой провалившийся лейбл. Что сработало, а что

нет. 0.20
автор: Mediagates
12 марта / 13, 11:11

Несколько лет назад я запустил небольшой цифровой лейбл под названием Protagonist Records. Я с легкостью отмел структуру и бизнес-модель других лейблов, посчитав, что мой путь к славе и величию лежит не через банальные корпоративные и маркетинговые механики. В то время музыкальный рынок и методы достижения успеха менялись с нереальной скоростью (собственно, как и сейчас), и я подумал, что сделаю все по-своему. Моя музыка и музыка моих друзей была настолько крута, что мы были уверены, что она станет новым «вирусом» и приведет нас к успеху. Логично? Нет!

Я запустил лейбл около 2 лет назад и привлек нескольких достаточно неплохих исполнителей, но при этом даже не думал искать кого-то еще, открывать новые имена. Конечно, я был наивен, но в то время у меня была основная работа, и я мог позволить себе тратить кучу времени на подобный проект, не получая от него особой отдачи. В результате, за всей этой административной работой по управлению лейблом, я забросил продвижение себя самого, как артиста, и даже написание музыки.

Поэтому в этой статье я опишу свой бизнес-план, покажу, что пошло не так, и какие уроки я из всего этого вынес. Не знаю, многим ли это будет интересно, ведь далеко не каждый запускает свой лейбл, а если и запускает, то не факт, что пойдет моим путем, но некоторые уроки, однозначно, будут полезны многим. Ведь, как известно, лучшие уроки получены в результате ошибок. Так что позвольте дать вам несколько советов о том, что не нужно делать, особенно, что не нужно делать с вашей музыкой.

План

Начну с описания ситуации. Bandcamp.com запускался только через 6 месяцев. Поэтому для инди-групп единственным способом продать свою музыку были сервисы типа CDBaby.com, которые были очень медлительными в выпуске релизов (у меня, например, публикация альбома заняла больше 2 месяцев, прежде, чем он появился в продаже), платили около 66% от вашей цены, были абсолютно не гибкими в финансовых отношениях, и, как правило, совсем не приятными в общении. Существовало также несколько довольно странных компаний, сотрудничавших с MySpace, которые продавали вашу музыку через какие-то виджеты и подобные инструменты. Но MySpace в то время уже верно шел ко дну, так что аудитория чувствовала себя не совсем комфортно, тратя там свои деньги. Facebook Pages только-только запускались. Twitter также не воспринимался чем-то таким, что может серьезно повлиять на развитие музыканта или лейбла.

К тому моменту я набрался приличного опыта в веб-дизайне, запустив и постоянно обновляя свой собственный сайт sgxmusic.com. Я прикрутил к нему софт ZenCart, чтобы продавать свою музыку прямо на своем сайте. И я делал это почти год, забирая себе всю выручку за исключением комиссии PayPal. Я продавал и CD, и digital. Я даже предлагал различные варианты, типа MP3 и FLAC форматов. А если вы покупали CD, то получали в нагрузку и digital-релиз. Сейчас это обычное дело, но тогда мой сервис был «выше среднего», и мои слушатели ценили заботу о них. Все шло отлично.

У меня было много друзей, кто писал электронную музыку, которая мне нравилась. И они не особо парились, чтобы как-то прорекламировать себя, привлечь фанов или продать свои альбомы. Конечно, я не готов был каждому из них сделать веб-сайт типа своего. Но я подумал, что было бы неплохо создать какой-то централизованный ресурс с новостями, информацией, бесплатной музыкой и альбомами для небольшой группы классных электронных музыкантов. Я хотел предложить им простой способ продавать их музыку за вполне приемлемую комиссию. Продавать цифровые копии песен в то время было достаточно сложно, поэтому я и решил не брать большую комиссию, чтобы цена была привлекательной.

Собственно, вот, что должен был представлять из себя ProtagonistRecords.net. Мне нужно было несколько артистов «на борту», которые периодически предоставляли бы free треки для привлечения слушателей, новости и другой интересный контент. Все строилось на доверии к нашему лейблу. Если кому-то нравился один артист, например SGX, то, возможно, ему понравится и другой артист с этого лейбла, ну скажем Hy Bound, и он потратит деньги еще и на его музыку. Protagonist должен был стать центром всех новинок и обновлений по нескольким интересным электронным артистам, которые активно работали над привлечением новых слушателей и фанов. Их собственные сайты были прочно интегрированы с ProtagonistRecords.net. Если кто-то публиковал на своем сайте какие-то интересные новости или контент, я тут же помещал это на титульную страницу сайта лейбла. Беслатные треки размещались на сайте как для стриминга, так и для скачивания. Желающие могли подписаться на новинки по RSS. Каждую неделю мы делали рассылку по нашей фан-базе. Каждые 2-3 месяца в продаже появлялся альбом или сингл от одного из главных артистов лейбла. Артисты делали все, чтобы привлечь свою аудиторию на сайт Protagonist и продать им свою музыку. Пользователи же, в свою очередь, подписывались на рассылку, RSS, подкаст, а позже лайкали нашу страницу на Facebook и фолловили нас на Twitter.

Зачем все это мне? Я забирал всего 10% с продаж всех треков всех артистов. Это было своего рода аргументом в убеждении артистов работать со мной. Я считал, что со мной они могли продавать гораздо больше, чем с другими магазинами. Хотя я никогда не препятствовал тому, чтобы они сотрудничали с кем-либо еще. Я знаю, что 10% это достаточно мало, но моим главным профитом из всего этого было то, что я получал доступ к аудитории 5 достаточно успешных электронных музыкантов, и за счет этого мог повысить продажи собственной музыки, забирая уже все 100%.

Так что же случилось?

Я сообщил своим артистам, что собираюсь закрыть лейбл, где-то через полтора года существования. Через два года я перестал обновлять сайт. Пару недель назад я закрыл protagonistrecords.net, потому что в мой друпал попал какой-то спам-бот и стал использовать ужасающее количество ресурсов моего хостинга, где крутились еще несколько проектов.

Существует несколько причин, почему я провалился.

Bandcamp

Запустился Bandcamp. Внезапно, артисты смогли продавать свою музыку сами напрямую и делать еще много других классных вещей. В первый год или около того Bandcamp вообще не брал комиссии. Их интерфейс был удобнее как для музыкантов (продавцов), так и для их фанов (покупателей). В то время моими конкурентными преимуществами были 1) маленькая комиссия, 2) я был гибким и быстрым в обновлениях и донесении информации, 3) со мной было гораздо проще общаться, чем с большими неповоротливыми компаниями, 4) я осуществлял промоушн через ProtagonistMedia.net. С новыми возможностями Bandcamp практически все мои преимущества оказались ничем.

И Bandcamp и Protagonist предлагали стриминг полных версий альбомов, продажи в разных форматах и качестве, и оба принимали платежи через PayPal. Никакой разницы. Все мои преимущества были уничтожены мгновенно. Никто из моих артистов не стал предъявлять каких-то претензий или жаловаться, но я понимал, что если они остаются со мной, то я должен предложить им какие-то новые преимущества и выгоду. Тем временем, большинство крупных игроков, типа CDBaby, стали доступны для независимых музыкантов, существенно улучшили свой сервис и возможности, упрочив свое лидерство доставкой контента в iTunes и другие ведущие компании-ретейлеры.

Я думал, что поисковый и вирусный траффик приведет нас к успеху

Если вы предоставите хороший контент, аудитория придет сама, так? Только не в этом случае!

У меня на лейбле каждый месяц или два выходили крутейшие альбомы. По большей части, единственный (ну или самый дешевый) способ купить их был мой онлайн-магазин. Однако, купив альбом, пользователи совершенно не интересовались остальным контентом на сайте. Я должен был «собирать» имейлы покупателей и подписывать их на нашу еженедельную рассылку. Но я просто давал им уйти. Формирование листа рассылки один из самых важных маркетинговых инструментов не только в ведении лейбла. В общем, я терял не только слушателей, но и потенциальных покупателей.

Поисковый траффик? Мой сайт был достаточно высоко по запросу «классная электронная музыка». Да вот только проблема в том, что никто не гуглит по запросу «классная электронная музыка».

Я сильно переоценил тот вклад, который должны были внести фолловеры моих друзей-музыкантов. Ведь большинство моих артистов просто никак не рекламировали себя на тот момент, когда присоединились к лейблу.

После того, как они стали артистами Protagonist, я попросил их снабжать меня парой новостей в месяц, а также предоставлять раз в месяц-два трек для бесплатного скачивания. Я хотел, чтобы новости и free контент стали основной движущей силой при формировании фан-базы, чтобы пользователи подписывались на наш RSS, Facebook или Twitter. Некоторые артисты предоставляли мне необходимый контент. Но мне приходилось постоянно «доставать» их на предмет треков или новостей, потому что для кого-то это было просто хобби, а кто-то был сильно занят какими-то другими вещами. И, несмотря на то, что все они были согласны с моей концепцией, частенько забивали на наши договоренности. Я ни на кого не держу зла за это, просто еще один урок на будущее.

Примерно за шесть месяцев до того, как я подумал о закрытии лейбла, я решил, что нечастые новости на сайте могут быть компенсированы публикацией музыки артистов, которые официально не были подписаны на моем лейбле. Я связался с несколькими людьми на Soundcloud, и даже нашел человека для поиска клевых бесплатных треков, которые мы могли бы размещать у себя пару раз в неделю. Тем самым я думал сохранить поток качественного контента для привлечения аудитории.

Я практически не пользовался платной рекламой. Я попробовал free-trial от Google Adsense, чтобы посмотреть, как это может работать применительно к лейблу. И привлек, ну может быть, одного слушателя.

У меня абсолютно не было деловых связей. Я не знал ни руководства других лейблов, ни больших артистов, ни кого-либо еще, кто мог бы замолвить словечко за Protagonist. Я не обменивался с другими блогами. У меня не было никакого комьюнити. Моим комьюнити были артисты моего лейбла, у которых также не было никаких связей. Я думал, что с вирусной природой интернета размещение хорошей музыки – все, что мне нужно для того, чтобы на нас обратили внимание. Я приложил слишком мало усилий в создании комьюнити, хотя сейчас считаю этот шаг самым важным.

Закрытие

Что ж, я не смог привлечь значимую аудиторию после полутора лет продажи альбомов, публикования новостей и free треков. Траффик на сайте был жалок, совсем мало людей было подписано на рассылку и RSS, не многим больше было на Facebook и Twitter. Моя попытка публиковать музыку артистов не с нашего лейбла была неудачна, так как никому не было дела до самого лейбла. И вместо того, чтобы пустить это все на самотек, мы тратили слишком много времени впустую.

Я тратил огромное количество времени на апдейты сайта, «доставание» своих артистов, поиск новой бесплатной музыки, плюс работа с документами по тем ничтожным продажам, что мы генерили. Это было неинтересно, скучно и утомительно. И это не оставляло времени на написание музыки.

Рост был минимален. И я понял, что с такими темпами развития я никогда не дождусь, что Protagonist станет чем-то действительно значимым. Я даже не мог обещать своим артистам, что их ждет светлое будущее. И я сказал им, что через шесть месяцев я закрою лейбл. А также рассказал о способах продажи их музыки не через меня.

Чему я научился

1. Не надейся, что твои друзья помогут тебе в продвижении твоего контента

Я так и не получил достаточно материала. Несмотря на то, что почти все мои артисты клялись, что они хотят заниматься музыкой всерьез, никто из них, грубо говоря, не оторвал задницу от стула и не начал вкалывать. Кто-то, наверное, подумал, что я буду всех тянуть за собой, кто-то переоценил свои возможности или свободное время, кто-то что-то еще. Уже не важно, какие были причины. Важно, что ты не можешь рассчитывать на работу за обещания каких-то будущих благ. Или плати, или делай сам. Тогда работа будет сделана хорошо.

2. Нельзя построить фан-базу из ничего

Я вообще не занимался промоушеном. Я думал, что мои артисты смогут подтянуть свою аудиторию. Но они сами не занимались рекламой дальше семьи и друзей. Мне нужно было серьезно заняться построением комьюнити, а я не сделал для этого практически ничего. В результате, поклонники артистов с похожей музыкой абсолютно не интересовались моим творчеством. Я должен был привлекать своих фэнов сам.

3. Кросс-промо не сработало

Я думал, что поклонник одного из артистов лейбла может быть легко конвертирован в поклонника другого артиста этого же лейбла. Или даже в поклонника лейбла целиком. Но этого не произошло. Фан определенного артиста приходил на сайт только за его музыкой и всё. Сайт не производил на пользователей должного впечатления, не заставлял остаться и поинтересоваться, а что же здесь есть еще полезного для меня. Он просто давал возможность получить нужный релиз и свалить. Если бы я и другие артисты лейбла были более активны в интернете, наш сайт просто бурлил бы. Ну и, конечно же, коммуникации между артистами тоже могли принести определенную пользу.

4. Чертов интернет!

После запуска Bandcamp у меня не осталось преимуществ для привлечения артистов.

Если бы я запускал лейбл сейчас

Прежде всего, сейчас я бы не запускал лейбл. Я бы сосредоточился на собственной музыке. Но если вдруг я все же занялся бы чем-то подобным опять, я бы создал канал на YouTube с классной музыкой и использовал его для промо моего собственного материала. Сейчас я заинтересован только в саморекламе. Я могу управлять своими новостями, своими музыкальными направлениями, своей фан-базой. И это намного проще, чем управлять кем-то еще.

Создание комьюнити вокруг себя, как артиста, занимает основную часть моего времени наряду с написанием музыки. Недавно я выпустил бесплатный EP с электронными версиями хип-хоп хитов. Сейчас я много общаюсь с крутыми ребятами не из моего привычного круга общения. Они уже знают, что я могу делать качественную музыку, и со мной можно сотрудничать. Их аудитория качает мой сингл, а я получаю море новых имейлов для своей фан-базы.

У меня есть знакомый DJ, который достаточно высоко котируется в мировых рейтингах. Вместе с ним мы сделали видео с live-ремиксом одного из треков с моего EP. Разместив его у себя на YouTube, я получил тысячи просмотров от поклонников этого DJ.

В принципе, я рад тому опыту, который я получил пытаясь запустить собственный лейбл (и провалившись в этом). Я потратил огромное количество своего времени, но научился очень многим вещам, которые теперь никогда не забуду.

Источник: EDM Hero

Перевод: Mediagates.ru

музыкальный бизнес, рассылка, продажа музыки, лейбл

The Megavolt 4 года назад

Борис это ты написал? дизайн прото и Медиа уж очень похожи)

Yreane 4 года назад

Нет, конечно )) я про них до этой статьи и не слышал ничего ))

The Megavolt 4 года назад

давай свой лэйбл замутим?

Yreane 4 года назад

Если бы я запускал лейбл сейчас
Прежде всего, сейчас я бы не запускал лейбл. (с)
Ты плохо читал статью? ))